Сроки доставки

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда заказали подарок ко дню рождения, а посылка пришла позже, или отправили документы для оформления визы, но доставка задержалось, и поездка за границу сорвалась.

Также никто и никогда не даст 100% гарантии, что доставит груз точно в срок (хотя сотрудники службы доставки могут уверять в обратном).

Но это не значит, что все так плохо. Как раз наоборот, подавляющее большинство отправлений доставляется в заявленный срок. Только необходимо понимать, что значит заявленный (или официальный) срок доставки, а также учитывать основные факторы, которые могут повлиять на скорость доставки.
Статистика
График построен по данным более 15 тыс. отправлений внутри России по 9 компаниям доставки за 1 год.

Это усредненные данные для общей оценки ситуации по срокам доставки без учета причин задержки. Если же рассматривать каждую отправку/город/компанию по отдельности, то картина может быть другой (как в лучшую, так и в худшую сторону).

В 1% также входят возвраты (например, получатель отказался забирать посылку, ошибка в адресе и т.д.) и потеря/повреждение груза.
Официальный срок доставки
Официальный срок – это количество дней, за которое служба доставки обязуется доставить груз. Данный срок прописан в тарифах, а также отображается в калькуляторе на сайте службы доставки.

С виду все просто, но есть одно уточнение: срок указывается в РАБОЧИХ днях – не учитывается день приема, выходные и праздники!

Например, официальный срок 2 дня, но если доставка выпадет на выходные, которые не учитываются, тогда реально груз могут привезти только через 5 дней, и это не будет считаться нарушением.

Также в сроке обычно присутствует два значения: минимальное и максимальное количество дней доставки (например, 2-5 дней). При доставке в удаленные регионы разница между минимальным и максимальным сроком может быть несколько недель (например, доставка на Камчатку: 17-36 дней).

Иногда службы доставки или интернет-магазины на основе официального срока показывают конкретную дату доставки (например, 10 марта), но в реальности для междугородней доставки предугадать таким образом точную дату практически невозможно (груз может прийти, как 9 марта, так и 10 марта, а может вообще 20 марта – при этом все даты будут соответствовать официальному сроку).
Тариф доставки
Службы доставки обычно предлагают несколько тарифов: условно их можно разделить на "экспресс" (быстрая авиа доставка) и "эконом" (медленная наземная доставка).

Но по названию самих тарифов не всегда можно определить к какой группе они относятся, поэтому при выборе необходимо смотреть только на цену и срок.

Например, у СДЭК есть тариф "экономичный экспресс" – может показаться, что доставка будет быстрой, но это просто такое название, а сроки соответствуют наземной перевозке.

Также необходимо учитывать, что цена не всегда определяет скорость доставки: доставка может стоить дорого, но при этом будут самые большие сроки, и наоборот – дешевая доставка может оказаться самой быстрой.

Например, у почты есть тариф "посылка 1-го класса" – это ускоренная авиа доставка для грузов до 2.5 кг, но при определенном весе и городе отправки, цена может быть дешевле медленной наземной (здесь нет никакого подвоха, просто такая тарифная сетка).

И авиа не всегда означает, что доставка будет намного быстрее - при небольших расстояниях срок уменьшается всего на 1-2 дня, а учитывая, что нет никаких гарантий, что авиа доставят действительно на день раньше, проще выбирать дешевый наземный тариф. Вот при доставке на большие расстояния разница есть и очень большая (например, из Москвы во Владивосток: авиа 3 дня, наземная 10 дней).

Поэтому потратив немного времени на выбор тарифа, можно получить посылку быстрее, и в то же время существенно сэкономить.
Суперэкспресс
Есть отдельная категория тарифов быстрой доставки – в названии у них обычно присутствует подпись "до 10", "до 18" и т.п. – это значит, что доставят груз к указанному часу (на следующий день или позже, в зависимости от заявленного срока).

Цена у таких тарифов в 2-5 раз дороже, но при этом сроки быстрее всего на 1-2 дня, поэтому выбирать их стоит только когда действительно важна скорость доставки.

Также всегда необходимо помнить, что не бывает абсолютных гарантий по срокам доставки, и если требуется доставить, например, важные документы к определенному дню, тогда лучше не надеяться на супербыстрые тарифы, а отправлять, как можно раньше.

У большинства супербыстрых тарифов при срыве заявленного срока предусмотрен полный или частичный возврат средств. Но автоматически компенсация не выплачивается – необходимо заявление от отправителя, которое обычно рассматривается по несколько недель, и нет никаких гарантий, что в итоге оно будет одобрено.
Доставка по региону
Если отправка или выдача производится в крупном городе, тогда сроки доставки обычно самые минимальные. Но если отправитель или получатель из региона, то чем дальше он находится от областного центра, тем дольше будет доставка.

И срок увеличивается не просто на время проезда автомобиля, а определяется графиком маршрутов.

Например, груз поступил на склад в понедельник, но по графику курьер заезжает в поселок получателя только по пятницам, поэтому реальный срок доставки увеличится на 5 дней.

Если груз нужен быстрее, тогда можно оформить доставку до терминала в ближайшем крупном городе, а оттуда забрать его самостоятельно.
Время сдачи и выдачи
Немаловажный фактор – это время сдачи груза (т.е. в какой именно день и час отправитель приносит посылку в офис службы доставки, или когда за ней приезжает курьер).

У перевозчиков обычно оговаривается, что груз, принятый до обеда, передается на доставку в этот же день, а после обеда – на следующий. Поэтому опоздание всего на несколько минут может увеличить срок доставки на один день.

Это же относится к сдаче груза в пятницу вечером – в выходные службы доставки не работают, поэтому велика вероятность, что реальная доставка начнется только с понедельника.

Также необходимо учитывать время работы пункта выдачи, терминала или почтового отделения: некоторые работают с понедельника по пятницу, некоторые еще в выходные, а бывают совсем экзотические: например, только по средам с 10:00 до 11:00, соответственно получить посылку можно будет только в это время.
Курьерская доставка
Курьерская доставка выглядит проще и быстрее: не нужно никуда ходить, приедет курьер и оперативно привезет посылку на дом или в офис. Только на практике не всегда все так хорошо получается.

Основная проблема – это отсутствие свободных курьеров или их сильная занятость.

Иногда о задержках информируют заранее, но чаще получатель просто ждет весь день, а курьер не приезжает. И так может продолжаться по несколько дней, а в особо сложные периоды, по несколько недель. При этом звонить в колцентр, и пытаться выяснить точную дату доставки, зачастую бесполезно.

В это время в системе отслеживания могут появляться записи "передано курьеру", "не смогли дозвониться", "получателя нет на адресе", "неудачная попытка вручения", "доставка перенесена" или что-то подобное. При этом, чаще всего, получатель на месте и телефон у него работает.

Можно не ждать курьера, а договориться со службой доставки и самостоятельно забрать груз у них со склада.

Но и здесь есть свои сложности: груза может не быть на складе, т.к. он уже передан на доставку курьеру, или оператор колцентра не может передать сообщение в местный офис, или отсутствует склад в городе получателя, т.е. ехать за грузом необходимо в соседний город, и т.д.
Сложная доставка
В России немало населенных пунктов, которые находятся в труднодоступных или удаленных районах, что существенно усложняет доставку и соответственно влияет на сроки.

Помимо этого, есть еще сезонные ограничения на наземную доставку - в основном весной и осенью, когда погодные условия не позволяют осуществлять перевозку.

В большинстве случаев все эти проблемы решает авиа доставка, на которую данные ограничение не распространяются.

С Якутском нет прямого авто или ж/д сообщения – грузы доставляют через реку Лена: летом паромами, зимой по льду. В межсезонье, когда пересечь реку невозможно, доставка приостанавливается – при этом груз поступает в ближайший населенный пункт и может пролежать там, например, месяц, пока движение не возобновится.

На Сахалин и Камчатку доставка осуществляется по морю - если объявляется штормовое предупреждение, тогда движение судов приостанавливается (в зависимости от погодных условий это может занять от нескольких дней до нескольких недель).
Международная доставка
Международную доставку необходимо рассматривать отдельно, потому что только здесь задержки в несколько недель и больше нормальное явление. В основном это вызвано сложной схемой доставки, процедурами таможенного оформления и большим количеством отправок из Китая.

Самое проблемное место зарубежных отправок – это граница. Именно здесь чаще всего посылка "зависает". Притом компания доставки в стране отправителя говорит, что посылка вылетела, а компания доставки в стране получателя говорит, что к ним посылка еще не поступила – в результате никто как бы не виноват, и с этим ничего не поделать – остается только ждать, когда отправление пойдет дальше.
Праздники
В праздники службы доставки обычно не работают, соответственно сроки доставки в это время увеличиваются.

Но помимо самих праздников есть еще проблема предпраздничного ажиотажа – это когда идет резкое увеличение общего количества отправок (многие делают покупки в интернет-магазинах, отправляют подарки близким и т.д.). В результате службы доставки не справляются с возросшей нагрузкой, и доставка затягивается.

Сильнее всего это проявляется в Новый Год – самый большой праздник по длительности и по объему отправок (некоторые службы в это время даже ограничивают прием грузов).
Ошибка в данных получателя
При оформлении заказа в интернет-магазине рекомендуется как можно точнее указывать свои данные, и проверять, чтобы в написании не было допущено никаких ошибок.

Небольшая опечатка в адресе может существенно увеличить сроки, а иногда полностью отменить доставку!

Особенно это критично для почты, где доставка производится по почтовому индексу. Если индекс указан неправильно, тогда посылка поступит в другое отделение – там могут заметить, что адрес находится не в их зоне ответственности, и переслать посылку уже на правильный индекс. А могут просто вернуть отправителю с отметкой "неверный адрес". Или, пролежав установленный срок, посылка вернется обратно с отметкой "истек срок хранения".

Для транспортных компаний важны правильные паспортные данные, потому что груз выдают только при точном совпадении всех цифр/букв в номере документа. Если в паспортных данных допущена ошибка, тогда потребуется обращаться к отправителю, чтобы он подал заявление на исправление – процесс это не быстрый, а если получатель не успеет забрать груз вовремя, у транспортных компаний включается платное хранение. В итоге, чем больше времени понадобится на решение вопроса, тем дороже выйдет доставка.

И пожалуй, самое главное – это правильный номер телефона получателя: он используется для отправки СМС со статусом доставки, может понадобиться для уточнения адреса и времени доставки, а также некоторые компании используют телефон для идентификации получателя (если получатель не сможет назвать код из СМС ему просто не выдадут посылку, даже при наличии паспорта!).